... МЕНЕДЖЕР ...
8-804-333-07-90
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
прием заказов по телефону
информация по заказам
Авторизация
Логин
Пароль

Мой пароль?  |  Регистрация
Каталог
Новинка
Мега Скидки
Мега Скидки
Лучший Выбор
Топ Просмотров
1.  Форум И Электроклуб
2.  Преступная империя / Boardwalk Empire Сезон 1 (2DVD-Mpeg4)
3.  Преступная империя / Boardwalk Empire Сезон 3 (2DVD-Mpeg4)
4.  Преступная империя / Boardwalk Empire Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)
5.  3 DVD-MP3 Romantic Collection 1-20
6.  Тысяча и одна ночь (1001 ночь) / BinBir Gece Сезон 1-2-3 (все 90 серий)
7.  Старая Пластинка
8.  Плясовые Застольные Хиты
9.  Золотые Хиты Азии
10.  Поющие под дождем / Singin' in the Rain
11.  Легавый / Copper Сезон 1 (2DVD-Mpeg4)
12.  Akon
13.  Верка Сердючка
14.  Disco Hits
15.  Лучшие Миксы Радио Рекорд
...: Чтиво :...

Десять Самых Нелепых Исков в истории юриспруденции

Наши олигархи развратили западных звезд

Верка Сердючка как кривое зеркало российской попсы

Новости
Подписка на новости
 Подписаться
 Отписаться

...: Акция - КУПИ ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ :...
СУПЕР АКЦИЯ !
...: Акция - КУПИ ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ :...
ВЕСЬ ТОВАР НА 10% ДЕШЕВЛЕ ПРИ ЗАКАЗЕ ОТ 999р !!!*  
* Все клиентские скидки сохраняются и добавляются к акционной скидке
* Скидка начисляется автоматически при оформлении заказа через корзину покупателя
ПОКУПАЙ БОЛЬШЕ - ПЛАТИ МЕНЬШЕ !

Кинопленка, магнитная лента, DVD… Что дальше?

Введение

Наверное, нет нужды говорить, что будущее видеозаписи связывается с цифровой записью, так как при аналоговой записи небольшие изменения сигнала могут маскироваться шумами носителя или азимутальными потерями, вызывающими относительное снижение или даже исчезновение высокочастотных компонентов сигнала. При цифровой записи отпадает проблема нелинейности намагничивания носителя, поскольку форма записываемого импульса не играет никакой роли. Есть у цифровой записи и такое достоинство, как возможность многократного последовательного копирования цифровой видеофонограммы — получения копии с копии без снижения качества информации [1]. Тем не менее, с экономической точки зрения, соблюдение оптимальных условий хранения магнитных носителей и периодическое их обновление требует значительных финансовых затрат и рабочего времени. В связи с этим следует рассмотреть возможность применения других видов носителей, принципиально отличающихся от привычной магнитной ленты. При этом считается, что выгодной альтернативой ленте могут быть дисковые носители с оптической записью лазерным лучом.

Однако научно-техническая мысль не стоит на месте: не проходит месяца, чтобы ведущие фирмы-разработчики аппаратуры для видеосъемки и записи аудиовизуальной информации не объявили о создании опытных образцов новейших носителей. Естественно, большинство из них не выдерживают проверку временем, но некоторые разработки успешно внедряются и лишь время может показать, насколько новые идеи являются жизнеспособными.

Исторический обзор

В эпоху пленочного кинематографа архивирование аудиовизуальных материалов было относительно простым делом, так как кинопленка имела очень большой прогнозируемый срок хранения, и, несмотря на одновременное существование нескольких форматов, она хорошо хранилась в металлических коробках на полках стеллажей, установленных в прохладных подвалах. Кинопроекционное оборудование было универсальным, после монтажа сразу вводилось в работу, и производительность при замене оборудования оставалась на прежнем высоком уровне. Простые по конструкции и относительно дешевые просмотровые столы обеспечивают архивным работникам быстрый и удобный поиск любого нужного материала. Сведения о том, какой материал находится в архиве, на какой полке и в каком хранилище, содержались в головах относительно небольшой, но элитной группы людей — специалистов киноархивов.

Появление видеоленты в середине 1950-х годов вызвало революционные преобразования в ТВ-производстве, резко улучшив производственные показатели, а также техническое качество ТВ-программ любого жанра. Сегодня трудно даже представить, как до появления видеомагнитофонов работали с 16-мм черно-белой кинопленкой, решая множество проблем, связанных со съемкой, химико-фотографической обработкой и монтажом отснятых материалов, предназначенных для эфирного вещания.

Однако не всеми специалистами видеолента была встречена с восторгом. Несмотря на то, что этот носитель заметно облегчил производственную жизнь на телевидении, он привел к появлению ряда проблем для архивистов. Первая из них: из-за сложной конструкции и высокой стоимости видеомагнитофонов первого поколения в архивохранилищах было невозможно просматривать видеоматериалы, принимаемые на хранение. В результате архивисты не могли правильно каталогизировать материалы и быстро находить сюжеты, запрашиваемые студийными специалистами для последующей подготовки эфирных материалов. Для текущей работы архивисты были вынуждены арендовать рабочее время на студийных видеомагнитофонах, используя паузы в их прямом применении. Время простоя использовалось для того, чтобы попытаться сделать примерный каталог сюжетов и перечень планов, записанных на рулонах, переданных на хранение. Но даже в этом случае, когда видеорежиссер делал запрос на какой-либо конкретный архивный материал, ему вместе с рулонами видеоленты поступала записка примерно такого содержания: «Вероятно, в этих коробках находится нужный Вам материал». Поэтому архивисты считали видеоленту значительным усложнением своей прежней, хорошо известной, четко определенной работы с фильмовыми материалами.

Проблемы, связанные с видеоматериалами на магнитной ленте

После периода привыкания к ленточным архивным видеоматериалам ситуация стала меняться в лучшую сторону. В архивах появились менее дорогие и простые в эксплуатации устройства для записи и воспроизведения видеофонограмм, были разработаны простые формы учета и описания видеоматериалов, а для облегчения поиска стали пользоваться введенными в компьютерные базы данных ключевыми словами. С тех пор архивисты перестали работать вслепую, за исключением тех случаев, когда нужно было найти материал, записанный на видеоленте 10…20 лет назад.

Однако серьезные проблемы все же остались. Несомненно, наиболее важная из них — относительно короткий промежуток времени, в течение которого видеофонограмма на магнитной ленте сохраняет свои свойства в состоянии, пригодном для воспроизведения. Было обнаружено, что видеоматериалами на некоторых типах магнитных лент, намотанных в рулон, можно пользоваться не более 15 лет в том случае, если не соблюдались термогигрометрические, световые и другие параметры хранения, и около 20…25 лет, если режим хранения выдерживался в соответствии с нормами, принятыми в утвержденных стандартах (например, если видеофонограммы хранились в специально оборудованных подземных хранилищах) [2].

По мнению специалистов, в тщательно поддерживаемых и рекомендуемых условиях хранения современные магнитные ленты могут храниться приблизительно 30 лет, а затем полимерное связующее рабочего слоя ленты начинает претерпевать необратимые химические и физические изменения, наблюдаются деструкционные явления, в результате которых магнитный слой начинает осыпаться. Установлено, что «идеальные» условия архивного хранения видеолент — это температура 12…18°С, относительная влажность воздуха 45…55%. Поддержание таких условий в архивохранилищах постоянного хранения требует установки специальных, дорогостоящих систем кондиционирования воздуха.

Хотя состав композиции полимерных материалов, входящих в связующий рабочий слой магнитных лент, постоянно улучшается, толщина и ширина пленочной основы лент непрерывно уменьшаются, что усложняет конструкцию современной видеоаппаратуры, так как носитель не должен испытывать сильных механических напряжений при записи/воспроизведении, перемотке и заправке в лентопротяжный механизм. В противном случае лента может вытянуться, искривиться, покоробиться, а при наличии частиц пыли и грязи — приобрести царапины и потертости, что в будущем сделает ленту также неработоспособной. Тонкая основа придает носителю видеоинформации высокую степень хрупкости, не позволяющей считать видеоленту оптимальным средством для постоянного хранения текущих и особо ценных видеоматериалов.

Со временем архивисты приходят к необходимости заниматься дорогостоящим и трудоемким процессом перевода старых видеофонограмм в новые форматы и стандарты видеозаписи, и, по-видимому, процесс обновления архивного фонда не закончится никогда.

Какие же стандарт и формат записи архивист должен выбрать для копирования своих материалов? Очевидно, это должен быть цифровой формат, но в настоящее время в вещательной отрасли существует (и применяется), по крайней мере, 17 стандартов цифровой видеозаписи, начиная со стандарта D1, который появился в середине 1980-х годов. Распространение множества несовместимых между собой стандартов записи, созданных относительно немногочисленной группой изготовителей соответствующего оборудования, около 10 лет назад привело к объединению компаний, учитывающих потребности рынка видеозаписывающей аппаратуры и эффективно обновляющих программы разработки и выпуска новых форматов. Недостатком этого направления является то, что любой цифровой формат использует сложный в конструктивном отношении наклонно-строчный способ записи, и фирмам-изготовителям оборудования трудно осуществлять быстрый переход на новый формат видеозаписи.

Руководители видеоархивов начали проявлять беспокойство по поводу того, что им необходимо затрачивать много средств на копирование больших объемов видеоматериалов на новый, в данное время единственно рекомендуемый формат, который изготовитель в какой-то момент перестает поддерживать, после чего возникает дефицит нужного оборудования и запасных частей к нему, что вызывает дополнительные проблемы.

Приводился довод: сложность видеомагнитофонов наклонно-строчной записи заставляет другие фирмы-изготовители отказываться от производства аналогичного оборудования за приемлемую стоимость. Это заставило некоторые видеоархивы принять решение о выборе такого формата, который поддерживался бы несколькими изготовителями оборудования. Как правило, такой формат является цифровым, используемым в компьютерной отрасли. Но и здесь носителем является магнитная лента, со всеми выше указанными проблемами, ограничивающими сроки хранения видеозаписей при постоянном архивном хранении.

Нельзя забывать о некоторых других ограничениях в использовании ленточных носителей информации, например, о большом количестве времени, затрачиваемом на поиск нужного материала; о невозможности быстрого доступа к материалу; о риске повреждения мастер-оригинала видеозаписи при высокой скорости перемотки в старт-стопном режиме.

Доказано, что очень трудно, практически невозможно полностью автоматизировать эксплуатацию видеомагнитофонов, на которых в основном используются такие простые функции, как «воспроизведение», «стоп» и «быстрая перемотка» в обоих направлениях. Кроме того, практически ни один видеомагнитофон не имеет надежного сопряжения с компьютерами, что сильно ограничивает степень их использования, тогда как более благоприятная ситуация в этом отношении складывается для других, более «умных» систем управления контентом, быстро приобретающим большую популярность.

Война видеоформатов

Через несколько лет после появления видеоленты, вскоре после того, как вещательные службы и хранители видеосодержимого начали в массовом порядке изготавливать дубли видеоматериалов, записанных на ранних видеолентах шириной 2" и 1", началась война видеоформатов, затруднив выбор наиболее выгодного, а лучше — универсального формата видеозаписи для изготовления копий. Появилась надежда на то, что со временем появится оптимальный формат видеозаписи на магнитной ленте, хотя и при сохранении необходимости через определенные промежутки времени переводить видеоматериал на новый носитель. Однако время показало, что число стандартов видеозаписи резко увеличилось, а толщина основы и магнитного слоя ленты стала заметно уменьшаться; кроме того, выявились ограничения, связанные со свойствами связующих веществ рабочего слоя ленты и, как следствие, сроки хранения архивных видеозаписей остались на прежнем уровне. В табл. 1 представлены 33 формата видеолент, которые появились за последние 25 лет [3]. Этот список не является исчерпывающим, а лишь включает те форматы, которые в 1980…1990 годах в заметных количествах появились в архивохранилищах ведущих вещательных компаний и корпораций. Также не указаны потребительские форматы и стандарты цифровой видеозаписи, разработанные компьютерной промышленностью.

Таблица 1. Форматы видеозаписи, появившиеся на ТВ за последние 25 лет
Формат видеозаписиФирма-разработчик
2", формат Q Ampex/RCA
2", наклонно-строчная сегментарная IVC/Sony
1", наклонно-строчная, рулон Ampex/Philips/Sony/IVC
1/2" EIAJ, рулон Sony
1/4", рулон Akai
3/4" Lo-band U-matic Sony
1", формат А Ampex
1", формат С Ampex/Sony/Marconi
1", формат В Bosch
3/4" BVU Sony
1/4" Quatercam Bosch
3/4" BVU SP Sony
1/2" MI Panasonic/RCA/Ampex
3/4" D1 Sony/Ampex
1/2" Betacam Sony
1/2" MII Panasonic
1/2" Betacam SP Sony/Ampex
3/4" DCT Ampex
3/4" D2 Ampex/Sony
1/2" Digital Betacam Sony
1/2" D3 Panasonic
1/2" D5 Panasonic
1/2" Betacam SX Sony
1/2" D5 HD Panasonic
1/2" D9 Digital-S JVC
1/4" DVCPRO Panasonic
3/4" DV/DVСАМ Ряд японских фирм
1/4" DVCPRO50 Panasonic
1/4" DVCPRO HD Panasonic
3/4" D6 BTS/Toshiba
1/2" HDСАМ Sony
1/2" IMX Sony
1/2" HDСАМ SR Sony

По приведенному списку можно догадаться, что появление революционных форматов видеозаписи из-за их полной несовместимости между собой вызвало резкую критику архивных специалистов сразу после принятия материалов на постоянное хранение.

Переход на цифровую видеозапись

Вслед за уходом в середине 1990-х фирмы Ampex с главных рынков видеозаписывающего и воспроизводящего оборудования у владельцев материалов, записанных на ленточных ВМ, появился еще один повод для беспокойства. Дело в том, что каждый из форматов аналоговой видеозаписи наклонно-строчным способом требует применения очень сложного и трудно воспроизводимого оборудования, часто выпускаемого лишь одной фирмой-изготовителем. Архивисты задавали вопрос: «Что произойдет с хранящимися материалами, если фирма прекратит производство оборудования оригинальной конструкции, а устройства для видеозаписи некоторых стандартов попросту исчезнут?». Известно, что сложность устройств наклонно-строчной видеозаписи в значительной степени сдерживает выпуск таких же устройств другой фирмой-изготовителем, что подвергает дальнейшее существование видеоматериалов этого формата определенному риску. Обоснованные сомнения в стабильности различных видеоформатов привели к тому, что архивные службы стали переходить на цифровые способы записи, поддерживаемые несколькими фирмами-изготовителями компьютерной техники, с длительными прогнозируемыми сроками жизни таких форматов.

Следует упомянуть о том, что продолжают появляться новейшие носители магнитной записи, отличающиеся нетрадиционной технологией записи аудиовизуальных сигналов. По мнению автора, в последнее десятилетие наиболее интересными являются два технологических направления магнитной записи: Digital paper и Nanocubic [4,5].

Носитель Digital paper («цифровая бумага»), разработанный английской фирмой ICI Electronics, впервые появился в середине 1990-х годов и был предназначен для хранения специальной информации. Он представляет собой полимерную пленку (полиэтилентерефталат) с нанесенным на нее слоем специальной композиции полимеров. Из пленки изготавливается лента шириной 12,7 мм, наматываемая на стандартные катушки диаметром 300 мм или используемая в виде дисков диаметром 132 мм. Запись информации на новый магнитный носитель производится лазерным лучом по типу магнитооптической (термопластичной) записи. Один рулон с «оптической» лентой вмещает 1 ТБ (1024 ГБ) информации, для записи которой необходимо использовать 5 тыс. рулонов обычной магнитной ленты. На одном рулоне «оптической» ленты толщиной 25 мкм можно записать 3 ТБ информации. Одна компьютерная дискета носителя Digital paper вмещает 1 ГБ данных. Запись информации на новый носитель производится блоками шириной 32 бита и длиной 16 тыс. битов. Время поиска варьируется в пределах 28…60 с на рулоне ленты диаметром 300 мм, что несомненно является недостатком, несмотря на общую емкость рулона. Новый носитель является идеальной средой для хранения больших массивов данных. Предварительная оценка сроков сохранности «оптической» ленты показала, что информация может сохраняться без изменения в течение нескольких десятилетий.

Nanocubic — магнитные носители нового поколения

Специалисты ведущих японских фирм, специализирующихся на производстве различных носителей для записи и воспроизведения информации, справедливо полагают, что резервы магнитной ленты далеко не исчерпаны и, несмотря на значительные достижения в области жестких и оптических дисков, магнитная лента сохранит свои позиции в будущем в качестве сопутствующего и дополняющего носителя записи. Например, фирма «Фудзи сясин фируму» разработала три технологии изготовления магнитной ленты с поливным рабочим слоем, позволяющим существенно увеличить плотность записи. Новые технологии под общим названием Nanocubic обеспечивают равномерный полив рабочего слоя толщиной всего в несколько десятков нанометров, получение игольчатых магнитных порошков с длиной частиц в несколько десятков нанометров и равномерное диспергирование этих магнитных частиц в специально созданном полимерном связующем.

По новым технологиям разработана экспериментальная лента из металлического порошка на базе железа с толщиной рабочего слоя 60 нм, которая позволяет шестикратно увеличить поверхностную плотность записи по сравнению с металлопорошковой лентой для видеомагнитофонов формата DVCPRO высокой четкости, достигнув уровня 1,6 Гбит/дюйм². В результате дальнейшего усовершенствования этих технологий создана лента с рабочим слоем толщиной 60 нм из игольчатого порошка на базе железа с длиной частиц 60 нм и лента с рабочим слоем толщиной 90 нм из частиц феррита бария длиной 30 нм. Они имеют улучшенную равномерность поверхности и прочие показатели и позволяют еще в 1,2…2 раза увеличить поверхностную плотность записи до уровня 2,0…3,0 Гбит/дюйм². Продолжаются исследования с целью доведения размеров магнитных частиц до 20 нм и менее и уменьшения толщины рабочего слоя до 20…30 нм при сохранении равномерности поверхности. Если эта трудная задача будет решена, то удастся достигнуть поверхностной плотности записи 20 Гбит/дюйм² и можно будет обеспечить емкость записи на одной кассете не менее 10 ТБ.

В конце 2003 года фирма Fujifilm приступила к серийному производству магнитных лент, изготовленных по технологии Nanocubic. Впервые новейшая магнитная лента будет использоваться в кассетах IBM TotalStorage Enterprise Tape Cartridge 3592. Емкость кассеты 3592 составляет 300 ГБ, скорость передачи данных 40 МБ/с, продолжительность хранения записанных данных достигает 30 лет. В перспективных планах фирмы Fujifilm предусматривается, что технология Nanocubic будет применяться для изготовления видеокассет емкостью 1 ТБ (для записи несжатого контента объемом, равнозначным 16 суткам просмотра фильмов DVD-качества) и гибких дисков емкостью до 3 ГБ.

Было замечено, что в 1999 году рынок магнитной ленты начал сокращаться и поэтому, несмотря на появление кассет с более высокой емкостью (например, с лентой типа DLТ), цена 1 ГБ осталась практически прежней, нет результата, полученного для дисковых носителей. Максимальная скорость переноса данных для современных магнитных лент составляет 64 Гбит/с (у дисковых носителей — 80 Мбит/с). Недавно появился ленточный привод SAIT-1 [6], который имеет скорость передачи данных 30 Мбит/с и емкость одной кассеты 4 ТБ. Этот носитель поступил в продажу в 2003 году. Возможно, новые магнитные носители будут совершенствоваться, согласно закону Мура, еще лет 7 [7,8].

Альтернатива магнитной ленте

Кроме трудностей, связанных с организацией хранения аудиовизуальных материалов на магнитной ленте, необходимо учитывать недостатки самих ленточных носителей, основными из которых являются:

  • высокая восприимчивость к действию внешних механических усилий;
  • необходимость обеспечивать постоянное поддержание оптимальных условий окружающей среды (температуру и относительную влажность воздуха) для архивного хранения, что требует очень больших средств;
  • относительно небольшой срок хранения, в среднем 25…30 лет;
  • высокая стоимость оборудования записи/воспроизведения;
  • большие габариты, сложная конструкция и высокая стоимость автоматизированных (роботизированных) систем для выбора и подачи магнитных лент;
  • относительно большое даже при высокой скорости транспортирования ленты в автоматизированном устройстве время доступа к нужной информации.

Кроме того, так как большие массивы документов на магнитной ленте потребуют перезаписи на новый носитель через 20…25 лет, то для архивного хранения ленточные аудиовизуальные материалы не являются идеальными.

В последние годы все большие масштабы приобретает хранение видеоматериалов на цифровых оптических дисках, являющихся альтернативой магнитной ленте. Несмотря на то, что появилось несколько стандартов записи информации на диске лазерным способом, следует напомнить, что все носители обладают одинаковыми размерами — толщиной около 1 мм и диаметром 12 см; для видеокамер выпускаются оптические диски диаметром 8 см. Поэтому диски с записью данных в любом стандарте могут храниться в универсальном контейнере, а информация может считываться с помощью простого по конструкции и недорогого оборудования. Уже существуют устройства воспроизведения, на которых производится считывание практически всех стандартов записи — от традиционного СD до перезаписываемого DVD. Однако если представить, какие новые виды и типы записи данных могут появиться в ближайшие годы, то физическое сходство носителей, применяемых для записи данных разных стандартов, уходит на второй план.

Развитие оптических дисков

Хотя оптические диски выпускаются в течение немногим более 20 лет, до недавнего времени их не рассматривали в качестве серьезного конкурента магнитной ленте для архивного хранения видеоматериалов. Такое отношение было обусловлено, в основном, тремя факторами:

  • относительно небольшой емкостью одного диска (несколько сотен МБ);
  • невысокой скоростью передачи данных (около 10 Мбит/с);
  • более высокой стоимостью записи/хранения одного бита информации, чем на магнитной ленте.

Однако большая активность, проявленная в последние годы несколькими ведущими японскими фирмами, привела к появлению носителей, которые могут стать оптимальным решением для архивного хранения и автоматического поиска видеоматериалов как в условиях вещательной студии, так и большого архивохранилища. На рынке имеется множество носителей размером 3,5", с различными приводами. Так как емкость диска постоянно растет, а производство привода с несколькими головками является довольно сложным, по-видимому, приводные устройства с несколькими дисками постепенно исчезнут, уступив дорогу одиночным дисководам, но имеющим очень высокую плотность записи. В течение последних лет емкость дисков заметно увеличилась, а стоимость 1 ГБ записанной на дисках информации значительно снизилась.

Приводы для дисков формата 2,5" выпускаются для лэптопов (переносных ПК), но так как здесь стоимость 1 ГБ относительно высокая, в статье они не рассматриваются.

В последние годы плотность записи на диски возрастает в среднем на 60% в год (удваивается каждые 18 месяцев) [8]. В 2002 году емкость 3,5" дисков достигала 20…40 ГБ. Интересно заметить, что согласно [9] существует суперпарамагнитный предел насыщения, который в 1999 году был равен 40 Гбит/дюйм², отвечающий емкости 35 ГБ для 3,5" диска, но сегодня эта емкость уже превзойдена. Для продольной магнитной записи уже существуют лабораторные образцы, демонстрирующие плотность записи в 2…3 раза выше (100 Гбит/дюйм²), а успешные опыты с перпендикулярной записью показали плотность 500…1000 ГБ/дюйм². Поэтому в ближайшие 7 лет, в соответствии с законом Мура, можно ожидать продолжения роста емкости и ее увеличения при появлении новой технологии записи примерно в 10 раз. Другими словами, через 2…3 года можно ожидать появления дисков, позволяющих записать 164 ГБ информации.

В настоящее время существует несколько стандартов DVD, от однократно записываемых DVD+R/-R до перезаписываемых DVD+RW/-RW и DVD RAM с интегральным сектором, с исправлением ошибок в процессе записи.

Самым последним достижением в этой области является диск стандарта Blue-Ray, разработанный специалистами консорциума, в который входят такие фирмы, как Sony, Philips, Toshiba Corp., Samsung, Thomson, LG, Matsushita, Sharp и Pioneer. Новый стандарт создан для нужд ТВЧ, предусматривает емкость диска 23…27 ГБ, скорость переноса данных достигает 36 Мбит/с. На одной из последних выставок был показан двухслойный вариант диска емкостью 50 ГБ. Этот формат превосходит все существующие варианты записываемых оптических дисков. В апреле 2003 года фирма Sony выпустила в продажу первые рекордеры Blue-Ray для реализации на рынке Японии.

Некоторые наиболее характерные параметры дискового носителя с записью информации с помощью синего лазера представлены в табл. 2.

Таблица 2. Основные параметры Blue-Ray DVD
ПараметрПоказатель
Емкость однослойного диска, ГБ 25/25/27
Скорость передачи данных (однослойный диск), Мбит/с 36
Максимальная емкость диска, ч 2 для видео качества ТВЧ, 16 для видео обычного качества
Диаметр диска, мм 120, в контейнере стандартных габаритов
Способность к перезаписи, циклов до 1000 и более
Длина волны лазера, нм 405
Дорожка/способ записи канавки/фазовое преобразование
Стоимость диска на начальной стадии освоения массового производства (оценка), $ 30…35
Рекомендуемая температура при хранении, °С -10…+50
Относительная влажность при хранении, % 3…95
Прогнозируемый срок хранения, лет приблизительно 100

Согласно первым оценкам, данным специалистами архивного дела, в настоящее время этот носитель наилучшим образом подходит для хранения архивных видеоматериалов, даже несмотря на то, что скорость передачи данных несколько ниже, чем у передающих устройств в реальном времени, однако скорость передачи данных можно увеличить вдвое при использовании сдвоенных лазерных устройств.

На конференции Optical Data Storage 2003, состоявшейся в мае 2003 года в Канаде, компании Toshiba и NEC объявили о создании двухслойного перезаписываемого диска на основе формата AOD (Advanced Optical Disc), использующего синий лазер. Новый диск толщиной 1,2 мм и размером с обычный СD вмещает 40 ГБ информации. По мнению экспертов, новинка будет конкурировать на рынке с продукцией альянса Blue-Ray, также использующей синий лазер. Преимущество технологии Toshiba/NEC в том, что для перехода на изготовление новых дисков и приводов в действующее производственное оборудование нужно внести минимальные изменения. Кроме того, компании Toshiba и NEC заявляют обратную совместимость: AOD-устройства смогут читать старые DVD и СD, так как стандарт Blue-Ray оставляет вопросы поддержки известных носителей на усмотрение производителей. Еще одна особенность: цена дисков и накопителей АОD обещает быть как минимум вдвое ниже, чем аналогов стандарта Blue-Ray.

О разработке новейших дисковых носителей на выставке NAB2003 сообщила фирма Maxell Corporation of America, выполняющая программу «Будущие архивные носители» [10]. Корпорация разработала прототипы оптических дисков следующих форматов: Blue-Ray, HD-DVD (АОD), High Speed Write Once, Holographic Recording и Blue MAMMOS. Диск HD-DVD, вмещающий 20 ГБ, предназначен для профессионального телевизионного производства и любительского использования. Для записи видеофильмов создан диск High Speed Write Once («Однократная запись с высокой скоростью») емкостью 50 ГБ на одну сторону или 100 ГБ на один картридж; для изготовления диска применяется специальный пленочный носитель с фазовым переходом. С использованием синего лазера скорость передачи данных достигает 100 Мбит/с. Этот носитель предназначен для архивного хранения видеоданных, так как не подлежит перезаписи.

Технология Blue MAMMOS (Blue Magnetically Amplifying MO System — «Магнитооптический диск с магнитным усилением и записью синим лазером») позволяет усилить записанный сигнал при воспроизведении. Здесь используется пленочный носитель, настроенный специально на длину волны синего лазера; емкость составляет 50 ГБ на одну сторону. Перезапись миллион раз со скоростью 100 Мбит/с позволяет применять носитель Blue MAMMOS для копирования рабочего материала или создания архивных массивов.

На выставке NAB2003 была также представлена еще одна новейшая технология, созданная специалистами фирмы Maxell, — голографическая запись. Носитель подвергается воздействию 3D-лазера, записывающего информацию на нескольких уровнях рабочего слоя, нанесенного на диск диаметром 133 мм. Емкость диска первого поколения составит 200 ГБ, скорость передачи данных — 160 Мбит/с; эти характеристики делают новый носитель идеальным для архивного хранения видеоданных. В будущем емкость одного диска возрастет до 1 ТБ и выше.

Есть еще многослойные просвечиваемые диски. За последние 20 лет в магнитных накопителях поверхностная плотность записи выросла на три порядка, с 15 Мбит/см² до 15 Гбит/см². Оптические накопители начали сразу с большими преимуществами, но с тех пор их прогресс обеспечил переход только от 1 ГБ для 12" диска до 5 ГБ для 5" диска DVD. Оптический носитель сможет оставаться сменным носителем при условии, что его емкость резко возрастет в ближайшем будущем.

Поверхностная плотность записи ограничивается дифракционным пределом, не позволяющим сфокусировать луч лазера до бесконечно малого размера. В ближайшем будущем длина волны лазера вряд ли может быть меньше 405 нм из-за проблем создания соответствующих источников и уменьшения прозрачности носителя и оптики при таких длинах волн. Увеличить числовую апертуру (с существующей величины 0,85) до единицы невозможно без потери главного преимущества оптической записи — бесконтактности, то есть достаточно большого расстояния между объективом и носителем.

Наиболее перспективным направлением по существенному повышению плотности записи является объемная запись. При достаточной прозрачности можно создавать носитель, содержащий до 1 тыс. слоев [11]. Многослойная отражательная запись уже используется в дисках DVD. Главный недостаток этой системы в том, что мощность отраженного излучения, принимаемая детектором, сильно уменьшается при увеличении числа слоев. Расчет показывает, что при 11 слоях мощность отражения от самого глубокого слоя составляет 5%, а при 17 слоях — 3%. При таком отражении уже начинают сильно сказываться шумы фотодетектора. По этим причинам в лабораторных условиях удалось пока реализовать 10-слойный носитель, а промышленно освоены лишь трехслойные.

В случае использования проходящего луча достаточно просто использовать интерференционную картину, которая формируется внутри луча. Кроме того, можно сделать чистый диэлектрический материал с почти нулевым поглощением, так что фазовый сдвиг лучей будет пропорционален разности коэффициентов преломления двух диэлектрических материалов. Когда фазовый сдвиг мал, волновой фронт, проходящий через информационный слой, можно анализировать по постоянной и дифракционной компоненте. Дифракционная компонента находится в фазе или в противофазе с постоянной компонентой. В случае, когда информационный слой находится не в фокусе, интерференционная картина ближнего поля выглядит подобно тени от информационного слоя. При приближении информационного слоя к фокусной плоскости пространственная частота тени уменьшается, а при совпадении фокусной плоскости с информационным слоем тень от границы пита будет проявляться в смещении распределения мощности в луче. Информационный просвечиваемый слой можно делать при разнице показателей преломления двух слоев 0,005. Такие изменения показателя преломления можно легко получить изменением свойств полимера или добавлением пластификатора в полимер. Конечно, 100 слоев трудно получить постепенным увеличением показателя преломления. Но легко набрать стопку из двух разных слоев. Полярность воспроизводимого сигнала будет изменяться при изменении знака разности показателей преломления пары слоев. Технология производства такого носителя очень напоминает технологию изготовления двухслойного диска DVD. Здесь не требуется металлизированный слой. Однако если на последний слой нанести отражающее покрытие, то будет проще позиционировать воспроизводящую головку и обеспечить частичную совместимость с другими системами.

При записи в информационном слое требуется нагреть определенный объем. Расчет показывает, что синий лазер (λ = 405 нм) за время 10 нс при скорости записи 25 м/с с апертурой объектива 0,8 при мощности лазера 200 мкВт нагревает объем 0,25·10-6 см³ до 400°С. Причем нагревается слой толщиной около 40 нм. Шаг дорожек для синего лазера может составлять 0,25 мкм. За счет устранения пространства между дорожками можно повысить поперечную плотность записи на 30%. Расчеты показывают, что разделения слоев на 1,5 мкм достаточно для исключения влияния одного слоя на другой.

Описываемая технология позволяет создавать прозрачные 100-слойные диски с поверхностной плотностью записи до 3,2 Гбит/мм². При таких данных емкость диска диаметром 12 см может достигать 4 ТБ. Просвечиваемые диски можно рассматривать как второе поколение дисков с синим лазером.

Достоинства оптических дисков

Оптические диски обладают целым рядом достоинств, которые позволяют применять их для записи и хранения видеоданных. К таким достоинствам относятся:

  • высокая механическая прочность и надежность при эксплуатации;
  • диски можно хранить в широких пределах термогигрометрических условий (они могут выдерживать даже временное увлажнение, что позволяет использовать водяную систему пожаротушения вместо дорогостоящих систем на инертном газе;
  • прогнозируемый срок хранения большинства дисков выше, чем магнитной ленты, и может достигать 80…100 лет (при условии защиты от воздействия ультрафиолетовых лучей);
  • DVD являются носителями массового спроса; их стоимость будет постоянно снижаться при увеличении объема продаж в потребительской сфере использования;
  • устройства для записи/воспроизведения информации имеют относительно небольшую стоимость;
  • дисковые роботизированные системы имеют относительно простую конструкцию и дешевле, чем автоматические системы на магнитной ленте;
  • хранение больших массивов информации на дисках обеспечивает произвольный и быстрый доступ к нужному видеоматериалу.

Необходимо обратить внимание на то, что новые поколения дисковых носителей разрабатываются с таким расчетом, чтобы без помех использовать на том же оборудовании диски стандарта СD (в универсальном корпусе); таким образом, одна автоматическая система поиска/доставки/воспроизведения может работать с дисками любого существующего стандарта, не требуя какой-либо модификации. Однако оборудование должно идеально подходить для смешанного использования различных типов/видов дисков и разных устройств записи/воспроизведения в одном и том же роботизированном устройстве, при необходимости обеспечивая удобный и быстрый переход от диска одного стандарта к диску другого стандарта.

Долговечность оптических дисков и экономические вопросы

По-видимому, в будущем оптимальным решением может явиться самая простая технология воспроизведения информации, то есть при вращении оптического диска. В этом случае даже малоизвестный изготовитель электронного оборудования может организовать выпуск устройств для считывания архивной информации (и, при необходимости, для перезаписи видеоинформации на более удобный носитель при использовании видеоматериалов, например, для вещания). Это означает, что данная технология имеет будущее даже в том случае, если конкретный стандарт диска устареет и выйдет из употребления или если фирма-изготовитель в будущем уйдет с рынка, так как электронной фирме будет несложно изготовить считывающие устройства для «старых» оптических дисков. Также очень выгодно применять дисковые автоматизированные системы, поддерживающие работу дисков разных стандартов, и копирование на новый носитель с целью защиты от устаревания для оборудования станет ненужным.

Согласно оценке частота, с которой информация потребует перевода на новый носитель, будет варьироваться от примерно 4 раз (при использовании магнитной ленты) до одного раза в столетие; однако в течение этого времени может потребоваться замена роботизированных архивных систем, в то время как физическое состояние дисков останется отличным.

В табл. 3 приведены результаты экономической оценки использования магнитной ленты и различных дисковых носителей для архивного хранения аудиовизуальной информации с учетом коэффициента окупаемости инвестиций (ROI).

Таблица 3. Сравнение экономических параметров архивных систем (стоимость исчисляется в фунтах стерлингов)
ПараметрыВидеолента (DVCPRO 50)Магнитная лента для цифровой записиBlu-Ray DVD
DTFDLT
Стоимость единицы носителя 16 (63 мин) 168 (DTF, 200 кассет) 42 (DLT, 40/80 кассет) 15…25 (25 ГБ)
Стоимость хранения 1 ГБ 0,71 0,84 1,06 0,6…1,0
Стоимость 100 тыс. ч видеоматериалов, 50 Мбит/с (22,5 ГБ/ч) 1,6 млн 1,9 млн 2,4 млн 2,3 млн
Ожидаемый срок службы носителя, лет 25 25 25 80…100
Приведенные годовые расходы 64 тыс. 76 тыс. 96 тыс. 29 тыс.
Размер автоматизированной установки на 100 тыс. ч видеоматериалов, карманов 100 тыс. 11,2 тыс. 55,6 тыс. 90 тыс.
Стоимость роботизированной системы + 10 устройств записи/воспроизведения 1,5 млн 1,0 млн 1,3 млн 0,8 млн
Срок эксплуатации, лет 20 20 20 30
Годовые расходы на амортизацию оборудования 75 тыс. 50 тыс. 65 тыс. 27 тыс.
Годовые расходы на техническое обслуживание 35 тыс. 25 тыс. 13 тыс. 5 тыс.
Показатель мощность/поддержание требуемых климатических условий при хранении, в год 6 тыс. 6 тыс. 4 тыс. 1 тыс.
Полные расходы на обеспечение хранения 1 ч контента в течение 1 года:
в настоящее время
через 2…3 года
1,8
1,8
1,57
1,32
1,78
1,78
0,61
0,37*
* диск емкостью 50 ГБ при 1/3 теперешней стоимости (при массовом производстве стоимость этого носителя снизится примерно в 3 раза)

Из табл. 3 видно, что оснащение архивохранилищ на оптических дисках потребует лишь 50% средств, необходимых для хранения такого же объема видеоматериалов, но записанных на аналоговой магнитной ленте; стоимость хранения единицы информации примерно одинаковая, вне зависимости от того, будет ли храниться видеоинформация на видеоленте (аналоговой или цифровой) или на дисковом носителе.

В финансовом отношении большое преимущество оптических дисков состоит в том, что они являются потребительскими (массовыми) носителями, и поэтому стоимость одного диска будет заметно снижаться с увеличением объемов производства и сбыта. Предварительные расчеты показывают, что при увеличении полезной емкости дисков DVD вдвое их стоимость может снизиться в три раза и, таким образом, общие расходы на дисковые носители составят около 1/5 расходов, необходимых для обеспечения хранения такого же объема видеоинформации на магнитной ленте.

Твердотельное устройство Р2 для видеозаписи

Следует упомянуть еще одну новейшую разработку, предназначенную для записи видеоданных. Речь идет о твердотельном устройстве Р2, которое выпущено фирмой Panasonic и впервые было продемонстрировано на выставке NAB2004. Это устройство представляет собой систему оптической записи информации в форме карты, выполненную на основе твердотельного лазера и активной среды (кристаллической или аморфной), на которой осуществляется лазерная генерация. На выставке было показано, каким образом устройство Р2 будет работать совместно с видеомонтажным и серверным оборудованием, выпускаемым фирмами Avid, Pinnacle, Quantel и Thomson Grass Valley, поддерживающим файловую структуру Р2 и метаданные. Бета-испытания устройств Р2 проводились в течение марта 2004 года на европейских вещательных студиях ВВС, TFI, ZDF, Reuters, ITN, а также в США и Китае. Испытания показали, что скорость передачи данных устройствами Р2 значительно выше, чем при использовании ленточных или дисковых носителей записи (например, типа XDCAM или жесткий диск). По сообщению специалистов фирмы Panasonic Broadcast Europe, Р2 является первым носителем информации в мире, на котором можно осуществлять видеомонтаж после того, как видеокарта с Р2 вставлена в разъем РСМСIА видеомонтажного устройства на базе ноутбука. Передача данных (в оборудование для монтажа или архивной записи на DVD) осуществляется со скоростью, в 20 раз превышающей скорость передачи данных в реальном времени.

По мнению специалистов [12], несмотря на явные преимущества перед другими носителями информации, широкому внедрению устройств Р2 в вещательную отрасль в первое время будет препятствовать высокая стоимость соответствующих карт памяти Р2, которая предполагается на уровне 2100 долл. за карту емкостью 4 ГБ и 1000 долл. за карту 2 ГБ. Однако вместо сменных жестких дисков пользователю будет достаточно иметь в запасе несколько небольших Р2-карт, обеспечив суточную потребность в носителях оперативной записи видео- и аудиоданных. Полный комплект карт позволяет осуществить съемку в стандарте DV в течение 80 мин. Для съемки в стандарте SD достаточно иметь один слот (два слота можно применять для одновременной дублирующей записи). На Р2-устройства можно записывать дополнительные данные, например голосовые или GPS-данные, которые будут открыты для доступа к ним во время видеомонтажа материала. При кодировании в MPEG-1, MPEG-4 или другом стандарте сжатия можно также получать изображения для оперативного просмотра видеосодержимого (с последующим сохранением этих изображений на SD-карте).

Предполагается, что на выставке NAB2005 будут впервые представлены Р2-карты емкостью 8 ГБ и более, которые можно использовать на бытовых устройствах, например, на цифровых видеокамерах и МР3-плеерах. В 2006 году ожидается появление Р2-карт, предназначенных для записи данных ТВЧ, что потребует полезной емкости не менее 16 ГБ.

Заключение

Пока оптические диски находятся на начальной стадии развития и перспективы их дальнейшего совершенствования могут значительно повысить их конкурентоспособность по сравнению с магнитной лентой. Предполагается, что в ближайшие годы будут реализованы следующие достижения:

  • разработка дисков с многослойной записью синим лазером, с соответствующим повышением емкости;
  • внедрение технологии Blue MAMMOS с получением дисков емкостью 100 ГБ и скоростью передачи данных 100 Мбит/с (2005 год), а затем 200 ГБ/200 Мбит/с (2007 год);
  • выпуск дисков емкостью 200 ГБ с голографической записью информации (2005 год); этот носитель не будет нуждаться во вращении при записи/считывании.

Наиболее вероятным носителем для цифровых видеокамер станут устройства, состоящие из нескольких дисков диаметром 3,5", но с одной рабочей поверхностью. В любом случае поток данных потребует небольшого сжатия для того, чтобы использовать предложенную полосу частот. Магнитная лента хранится дольше, однако с точки зрения стоимости конкуренцию ленте могут составить DVD-диски и технология АОD. Появления новой технологии записи с высокой плотностью следует ожидать в ближайшие 5…6 лет. Совершенствование процесса захвата изображения (с возрастанием качества от HD до 2К, а затем до 4К) происходит скорее, чем развитие технологии хранения данных, так как очевидно, что эта технология значительно отстает от современных требований и необходимо, чтобы в течение ближайших лет произошло слияние технологии сжатия и наиболее приемлемой технологии хранения данных.

Число стандартов записи на магнитной ленте (как аналоговым, так и цифровым способом) и дисковых носителях достаточно велико. Владельцы массивов аудиовизуальных материалов всегда обязаны помнить о том, что оригиналы никогда не должны покидать помещения архива; их можно использовать только для воспроизведения или копирования на рабочий носитель того стандарта, который требует заказчик для выполнения конкретной задачи. Это означает, что владельцы архивных материалов могут свободно выбрать тип или вид носителя, а также стандарт записи, не обеспечивая совместимости с оборудованием или стандартами, используемыми в других организациях, в том числе у заказчиков.

Однако становится очевидным, что большие финансовые расходы, требующиеся для первоначальной организации видеоархива на дисковых носителях, могут стать серьезным препятствием для полного отказа от использования видеоматериалов на магнитной ленте. Тем не менее достойный подражания пример уже имеется: огромный архив японской вещательной корпорации NHK полностью переводится на оптические диски.

Можно предположить, что к 2010 году многие программы по развитию и организации архивного хранения видеоматериалов будут ориентироваться на использование оптических дисков того или иного стандарта. Не исключено, что в более отдаленном будущем историческое развитие технологии записи информации сделает еще один скачок, и взамен дисковых носителей для оптической записи цифровых данных будет использоваться ленточный носитель (например, с лазерной записью данных).

Литература

  1. Василевский  Ю. А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи. М.: ООО «Леруша», 1996. 208 с.
  2. TVBEurope, May 2004.
  3. Устинов  В. А. Носители для аудиовизуальных архивов. Техника кино и телевидения. 2003, № 12. 54-57.
  4. Устинов  В. А. Новые носители для хранения аудиовизуальной информации. Техника кино и телевидения. 1995, № 12. 20-29.
  5. Пресс-релизы фирмы Fujifilm на выставках IBC2003 и IВС2004.
  6. Пресс-релиз фирмы Sony на выставке NAB2003.
  7. Walland  P. W. et al., 2002. The application of intimate metadata in post production. Proc. of International Broadcasting Convention, Amsterdam, September 2002.
  8. CERN Technology Tracking for LHC, Secondary Level Storage Hard Disk Devices and DVD, Lee et al., January 2003.
  9. Report of PASTA — The LHC Technology Tracking Team for Processors, Memory, Architectures, Storage and Tapes. Baud et al., September 1999.
  10. Пресс-релиз фирмы Maxell на выставке NAB2003.
  11. Lehureau  J.-C, Colineau  J. Multilayered transmissive disc// Trans. Magn. Soс. Japan, 2003, v. 2, № 4, pp. 183-187.
  12. TVBEurope, April 2004.


Версия для печати
Новости
08.10.2017    !НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ!
Индийские сериалы
Женская Доля / Kumkum Bhagya (Серии 671-713) (4DVD-Mpeg4)

Цвета Страсти (Все 189 серий) (19-DVD)

Латино сериалы
Галерея Вельвет сезон 4 (3DVD-Mpeg4)

Берег мечты / Porto dos Milagres (20DVD-Mpeg4)

Изабелла / Isabel Сезон 1 (4DVD-Mpeg4)
Изабелла / Isabel Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)

Мульт Сериалы

Настоящие охотники за привидениями Сезон 1 (1DVD-Mpeg4)
Настоящие охотники за привидениями Сезон 2 (4DVD-Mpeg4)
Настоящие охотники за привидениями Сезон 3 (1DVD-Mpeg4)
Настоящие охотники за привидениями Сезон 4-5 (1DVD-Mpeg4)
Настоящие охотники за привидениями Сезон 3 (1DVD-Mpeg4)

Терминатор: Да придет спаситель – Анимационный сериал / Terminator Salvation: The Machinima Series / Эпизоды: 1 - 6 (1DVD-Mpeg4)

Экстремальные Охотники за привидениями (4DVD-Mpeg4))

Российские Сериалы
А у нас во дворе (2DVD-Mpeg4)

Авантюристка (2DVD-Mpeg4)

Акватория (5DVD-Mpeg4)

Барсы (1DVD-Mpeg4)

Берега моей мечты (2DVD-Mpeg4)

уду жить (1DVD-Mpeg4)

Вангелия (2DVD-Mpeg4))

Вкус убийства (1DVD-Mpeg4)

Всё, что нам нужно (1DVD-Mpeg4)

Город (2DVD-Mpeg4)

Другая жизнь Маргариты (1DVD-Mpeg4)

Завещание принцессы (2DVD-Mpeg4)

Капитанша (3DVD-Mpeg4)

Когда я брошу пить (1DVD-Mpeg4)

Крыша мира Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)

Лето волков / Капли крови на цветущем вереске (1DVD-Mpeg4)

Любовь.ru (1DVD-Mpeg4)

Мамочки Сезон 3 (2DVD-Mpeg4)

Москва: Три вокзала Сезон 1 (2DVD-Mpeg4)
Москва: Три вокзала Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)
Москва: Три вокзала Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)
Москва: Три вокзала Сезон 4 (2DVD-Mpeg4)
Москва: Три вокзала Сезон 6 (2DVD-Mpeg4)
Москва: Три вокзала Сезон 7 (2DVD-Mpeg4)
Москва: Три вокзала Сезон 8 (2DVD-Mpeg4)

Петербургские тайны (8DVD-Mpeg4)

Попытка к бегству (2DVD-Mpeg4)

Преступление (3DVD-Mpeg4)

При загадочных обстоятельствах (2DVD-Mpeg4)

Провинциалка (1DVD-Mpeg4)

Русский дубль (2DVD-Mpeg4)

Самая красивая (1DVD-Mpeg4)

Саша+Даша+Глаша (1DVD-Mpeg4)

СашаТаня Сезон 1 (3DVD-Mpeg4)
СашаТаня Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)
СашаТаня Сезон 3 (3DVD-Mpeg4)

Свидетели Сезон 1 (2DVD-Mpeg4)
Свидетели Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)
Свидетели Сезон 3 (6DVD-Mpeg4)

Семейные обстоятельства (2DVD-Mpeg4)

Синяя Роза (2DVD-Mpeg4)

Так поступает женщина (1DVD-Mpeg4)

Танец мотылька (1DVD-Mpeg4)

Только ты (1DVD-Mpeg4)

Точки опоры (2DVD-Mpeg4)

Участковая (1DVD-Mpeg4)

Фамильные ценности (7DVD-Mpeg4)

Чёрная богиня (8DVD-Mpeg4)

Шпионские игры (5DVD-Mpeg4)

Телесериалы
12 Обезьян сезон 3 (2DVD-Mpeg4)

Волшебники / The Magicians / Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)

Готэм / Gotham Сезон 3 (3DVD-Mpeg4)

Зов крови / Lost Girl Сезон 5 (2DVD-Mpeg4)

Изгои (Чужаки) / Outsiders Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)

Карточный Домик / House of Cards / Сезон 5 (2DVD-Mpeg4)

Киллджойс / Killjoys Сезон 3 (2DVD-Mpeg4)

Проповедник / Preacher Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)

Теория Большого Взрыва / The Big Bang Theory / Сезон 10 (2DVD-Mpeg4)

Читающий мысли / The Listener Сезон 5 (2DVD-Mpeg4)

Штамм / The Strain Сезон 4 (2DVD-Mpeg4)

Даллас / Dallas Сезон 1 (1DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 3 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 4 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 5 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 6 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 7 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 8 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 9 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 10 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 11 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 12 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 13 (3DVD-Mpeg4)
Даллас / Dallas Сезон 14 (3DVD-Mpeg4)

Династия Сезон 1 (2DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 3 (3DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 4 (4DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 5 (4DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 6 (5DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 7 (4DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 8 (3DVD-Mpeg4)
Династия Сезон 9 (3DVD-Mpeg4)

Династия 2: Семья Колби Сезон 1 (4DVD-Mpeg4)
Династия 2: Семья Колби Сезон 2 (4DVD-Mpeg4)

Династия Примирение / Dynasty: The Reunion (1DVD-Mpeg4)

Крадущийся в ночи / Night Stalker Сезон 1 (1DVD-Mpeg4)

Легенды завтрашнего дня / DC's Legends of Tomorrow Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)

С жаворонками в Кэндлфорд / Ларк Райз против Кэндлфорда / / Lark Rise to Candleford / Сезон 1 (1DVD-Mpeg4)
С жаворонками в Кэндлфорд / Ларк Райз против Кэндлфорда / / Lark Rise to Candleford / Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)
С жаворонками в Кэндлфорд / Ларк Райз против Кэндлфорда / / Lark Rise to Candleford / Сезон 3 (2DVD-Mpeg4)
С жаворонками в Кэндлфорд / Ларк Райз против Кэндлфорда / / Lark Rise to Candleford / Сезон 4 (1DVD-Mpeg4)

Сшиватели / Stitchers Сезон 1 (3DVD-Mpeg4)
Сшиватели / Stitchers Сезон 2 (3DVD-Mpeg4)
Сшиватели / Stitchers Сезон 3 (1DVD-Mpeg4)

Черный код / Реанимация / Code Black сезон 1 (2DVD-Mpeg4)
Черный код / Реанимация / Code Black сезон 2 (2DVD-Mpeg4)

Турецкие сериалы
Возрождение: Эртугрул / Dirilis: Ertugrul сезон 3 (9DVD-Mpeg4)

Курт Сеит и Александра / Kurt Seyit ve Sura Сезон 2 (2DVD-Mpeg4)

Однажды в Османской империи: Смута / Bir Zamanlar Osmanli - KIYAM (5DVD-Mpeg4)

Права на престол Абдулхамид / Payitaht Abdulhamid (9DVD-Mpeg4)

Кинофильмы на DVD
2 штата / 2 States (1DVD)
Алмазные мечты / Кровавые деньги / Blood Money (1DVD)
Бангистан / Bangistan (1DVD)
Дорогая жизнь / Dear Zindagi (1DVD)
Мистер Икс / Mr. X (1DVD)
Огненный путь / Agneepath (1DVD)
Он и она / Ki & Ka (1DVD)
Причуды любви / Mohabbat (1DVD)
Прыжок Гепарда / Гепард / Малыш / Chirutha (1DVD)
Раджа Натварлал / Raja Natwarlal (1DVD)
Свадебный переполох / Свадебная церемония / Band Baaja Baaraat (1DVD)
Секрет молчания / Khamoshiyan (1DVD)
Сквозь время / Времена года / Mausam (1DVD)
Барышня-крестьянка (1DVD)
Принцесса цирка (1DVD)
Путь домой (1DVD)
Человек родился (1DVD)
Чарли и шоколадная фабрика / Charlie and the Chocolate Factory
Ключ от всех дверей / The Skeleton Key
Ночь вампиров / The Forsaken (DVD)
Похитители тел / Body Snatchers (1DVD)
Виннету - сын Инчу-Чуна (1DVD)
Красавица и чудовище / La belle et la (1DVD)
Малефисента / Maleficent (1DVD)
Приключения на берегах Онтарио (1DVD)
Тарзан Легенда 2016 (1DVD)
Тысяча и одна ночь / Le mille e una notte: Aladino e Sherazade (2DVD)
Главная Наш прайс Контакты Доставка Форум Вопросы Новости
Яндекс.Метрика
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.
MP3 музыка на CD и DVD почтой, песни, мелодии в формате mp3,
купить mp3 CD, mp3 сборники, аудиокниги, техно, рок, поп, trance
русский шансон, видеоклипы на DVD, концерты на dvd, документальные фильмы, оперы и балеты, музыкальные фильмы, ретро музыка, современная музыка, караоке.
2008-2015 Интернет Супермаркет Мультимедиа Распродаж MultimediaPro